«Внимание! В небе «ночные ведьмы»!

К 110-летию летчицы Магубы Сыртлановой

 

В период Великой Отечественной войны рядом с мужчинами в рядах Советской армии воевали около 600 тысяч женщин. Связистки, санинструкторы, снайперы, персонал полевых госпиталей, разведчицы, бойцы партизанских отрядов и… летчицы. Более 90 женщин за стойкость и мужество удостоены звания героя Советского Союза (многие – посмертно), половина из них - отважные женщины-летчицы.

За несколько лет до войны три летчицы: М.Раскова, В.Гризодубова, П.Осипенко - получили звание Героев. Это стало своеобразным сигналом для сотен девушек, ставших курсантами аэроклубов и летных школ. С первых месяцев войны майор Марина Раскова выступила с предложением создать женский авиационный полк. Добровольцев оказалось так много, что были организованы целых три женских полка: 586, 587, 588 - соответственно истребительный, бомбардировочный и ночной легкобомбардировочный. Если первые два были оснащены боевыми, современными для того времени машинами - истребителями Як, бомбардировщиками ПЕ-2, то третий… третий состоял из учебно-тренировочных самолетов У-2 (ПО-2) конструктора Н.Поливанова, преобразованного для бомбометания. Это и был авиационный женский полк ночных бомбардировщиков, будущий легендарный 46-й Гвардейский женский полк. В отличие от двух других полков, он полностью состоял из женщин: и мотористы, и техники, и пилоты. И командир-легенда - Герой Советского Союза подполковник Евдокия Бершанская. Вполне мирные «тихоходы», знакомые по местным авиалиниям, сельскохозяйственным работам, почтовики. Скорость всего 120 км в час (в три раза ниже, чем у боевых машин). Под крыльями приспособили устройство для метания бомбового груза, экипаж состоял из двух человек - пилота и штурмана для наведения ночью на цель. Почти бесшумный полет на низких высотах, что затрудняло их обнаружение со стороны противника, простота в управлении - вот и все преимущества этой машины-«русфанер». Однако они абсолютно не были защищены ни броней, ни оборонным вооружением, лишь в середине войны у пилотов появился пулемет. Кстати и парашюты в первый период войны пилоты У-2 не брали, предпочитая вместо них взять на борт дополнительный бомбовой груз! Какое же надо было иметь мужество, чтобы по ночам летать на малых высотах, бомбить скопления вражеских войск, переправы, эшелоны с техникой, железнодорожные станции, мосты, проводить воздушную разведку и выводить на цель истребители-штурмовики. Вскоре после прибытия на передовую в 1942 году женского авиаполка ночных бомбардировщиков за каждый сбитый У-2 немецких летчиков ожидала высокая награда - Железный Крест «За заслуги». В такой полк и поступила летчик младший лейтенант Магуба Сыртланова. Командир полка Евдокия Бершанская скоро смогла по достоинству оценить молодого пилота. Впрочем, к этому времени Магуба была уже опытной летчицей.

Родилась она в Башкирии, в городе Белебее 15 июля 1912 года. Как-то еще учась в школе, Магуба увидела самолет, совершивший вынужденную посадку. Тогда у девочки-подростка и родилась мечта покорять небесные просторы. Впереди была летная школа, Тбилисский аэроклуб, где девушка из далекой Башкирии привлекла внимание виртуозной техникой пилотирования и знанием самолета до последнего винтика. После каждого полета курсант, а потом и инструктор Сыртланова ласково гладила фюзеляж и крылья винтокрылой машины, как бы благодаря его за взаимную преданность и любовь.С начала войны Магуба Гусейновна Сыртланова - командир звена отряда санитарной авиации. После неоднократных рапортов об отправке на фронт она зачислена в Гвардейский женский авиационный ночной бомбардировочный полк. За время войны полк дал 24 Героя Советского союза. Полк прошел славный боевой путь: бои в небе Кубани, Крымский полуостров, Севастополь, Могилев, Белосток, Варшава, Восточная Пруссия. Летчицы 46 Гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова 3 степени авиаполка произвели 23672 боевых вылета. На пути к цели тихоходный, лишенный броневой защиты легкий самолет (а как его болтало в непогоду!) враги встречали плотным зенитным огнем. Требовалось огромное мастерство, в том числе и старшего лейтенанта, заместителя командира эскадрильи, а потом и штурмана полка Магубы Сыртлановой, чтобы не только прорваться через завесу огня и выполнять боевое задание, но и наводить наши боевые самолеты на разведанные и нанесенные на карты цели. 13 летчиц и 10 штурманов потерял полк в боях. Ночные полеты и постоянное чувство опасности требовали огромного напряжения сил. Экипаж Сыртлановой вместе с другими самолетами появлялся внезапно на малой высоте и, сбросив боезапас, должен был так же внезапно уйти, растворившись во мгле, пока враг не пришел в себя и не появились немецкие ночные истребители, чья боевая мощь, скорость во много раз превосходили «небесный тихоход» (так назывался известный фильм, выпущенный на экраны в 40-е годы). Часто приходилось встречаться в небе и с фашистскими асами. Это у нас летчиц любовно звали «небесными ласточками», а для фрицев они были «ночными ведьмами». Летчица М.Сыртланова совершила около 800 боевых вылетов, иногда до 12-14 вылетов за ночь! Грудь отважного штурмана украшали два ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды и Отечественной войны 1 и 2 степени, медали «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». А 15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Магубе Сыртлановой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Эта мужественная и в то же время скромная и дружелюбная, с открытым красивым лицом, обрамленным вьющимися волосами, молодая летчица была любимицей полка. Но вот закончилась война, отгремели победные залпы, и боевой штурман вернулась к мирному труду, опять командиром звена с\х авиации. Вскоре Магуба переехала в Казань, пошла работать в отдел технического контроля завода «Электроприбор» Министерства авиационной промышленности. Эта моложавая, сохранившая юношескую стройность, живой интерес к жизни и людям, женщина с орденскими планками на скромном жакете была желанным гостем в школах, заводских цехах, воинских частях. Она обычно скупо рассказывала о своих подвигах, больше говорила о боевых подругах, об их мужестве отваге и верности Родине, боевой дружбе. Боевая летчица жила в скромном доме на тихой улице с названием «Искра». Закончила свой жизненный путь эта отважная женщина 1 октября 1971 года, прожив всего 59 лет. Сегодня на фасаде дома №1 на улице Искра установлена памятная доска. Именем Магубы Гусейновны Сыртлановой названы в Приволжском районе города Казани улица и гимназия №52, где существует музей им. М.Сыртлановой, а во дворе гимназии поставлен памятник. Помнят Магубу Сыртланову и на малой родине, в г.Белибее, где также именем отважной летчицы названа улица и средняя школа №2.

 

Автор - Р.Л.Гузенфельд, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РТ.

 

МБОУ "Гимназия № 175"   Советского района г. Казани

ИСТОРИЯ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ.