«Годы юности пылкой, ошибочной, неразумной, но чистой и благородной»

(Казань в воспоминаниях С.Т. Аксакова)

Многим Сергей Тимофеевич Аксаков известен как автор одноименной сказки «Аленький цветочек». Но его творчество не ограничивается только этим. Оно намного обширнее, многограннее и разнообразнее. На самом же деле Сергей Тимофеевич Аксаков — русский прозаик, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также о собирании бабочек. И, конечно же, поэтому его жизненный путь очень интересен.

В становлении и формировании личности и творческого пути писателя особое место занимает казанский период жизни этой во многом незаурядной личности.Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 году в Уфе в дворянской семье. Детство писателя прошло в родовом имении Ново-АксаковоОренбургской губернии. Отец его, Тимофей Степанович Аксаков, служил прокурором ерхнегоземского суда. Благодаря родителям любознательный и одаренный мальчик рос в атмосфере любви, заботы и взаимоуважения. Мать, Мария Николаевна Зубова, отличавшаяся редким умом и образованностью, привила с ранних лет сыну любовь к литературе (чтению) и учению. Отец – к природе: «Но горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим божий мир, не остывала в душе моей и через пятьдесят лет…». детстве он много читал, любил декламировать стихи, проявлял сценический талант, разыгрывая сказки «Тысяча и одна ночь». Юный натуралист увлекался изучением природы, познанием нового и неизведанного. «Это были ребячьи попытки мальчика, которому каждое приобретенное им самим знание казалось новостью, никому не известною, драгоценным и важным открытием, которое надобно записать и сообщить другим». Большое влияние на его развитие оказали дед, Степан Михайлович Аксаков, а также крепостной дядька Евсеич и крепостная сказочница Пелагея, познакомившие маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми, давшие ему первые уроки колоритной, меткой, простонародной русской речи. С ранних лет мальчика привлекал и завораживал прекрасный мир русского фольклора. Дальнейшее воспитание и образование С.Т. Аксаков получил в Казанской гимназии, а после в недавно основанном Казанском университете, о чем он позже подробно рассказал в своих «оспоминаниях». Не окончив университет, он переезжает в Петербург и поступает на службу. Но годы, проведенные в Казани, навсегда остались в его памяти.

Основную часть художественного наследия Аксакова составляет автобиографическая проза, то есть мемуары. Они отличаются от воспоминаний тем, что мемуары не просто описание знакомых автору людей и событий, очевидцем которых был он сам или известные ему по рассказам его современников. Содержание мемуаров отличает историческая точность, достоверность и объективность, они отражают дух эпохи, мировоззрения людей того времени. В воспоминаниях же нередко присутствует художественный вымысел. Мемуарист описывает свои действия как часть общего исторического процесса. Именно достоверная точность всего того, о чем писал Аксаков, присутствует во всех его трудах: «Даром чистого вымысла я вовсе не владею». Его произведения были всегда научно обоснованными и грамотными. Он всегда придерживался главного принципа: писать только о том, что сам видел и в чем участвовал. Аксаков прежде всего выделялся среди других писателей свои талантом мемуариста. Поэтому до наших дней его творчество сохраняет не только художественную, но и познавательную ценность. Казанский период жизни писателя легко восстановить по его мемуарам. Наиболее ярко он освещен писателем в поздних автобиографических произведениях - «Воспоминания», «Собирание бабочек».

В середине зимы 1799 года, когда юному С.Т.Аксакову было восемь лет, его семья приезжает в Казань и поселяется в маленьком доме на улице Грузинской (ныне улица Карла Маркса). По наставлению, а после по уговорам друга отца прокурора Максима Дмитрича Княжевича- и его жены — Елизаветы Алексеевны - будущего писателя было решено отдать учиться в гимназию. Мать была против, она ни за что не хотела расставаться со своим сыном, как и сам мальчик не желал этого, потому что был сильно привязан к ней. Семья пробыла в Казани недолго. Она вернулась на родину, «в милое село Аксаково». Но опять пришла зима, и в декабре 1800 года вновь они отправилась в город. Уже окончательно было решено отдать мальчика учиться в гимназию. Это было главной целью возвращения в Казань. При поступлении мальчик сдал с легкостью и успехом все вступительные экзамены надзирателю казанской гимназии Василию Петровичу Упадышевскому и старшему учителю русской словесности Льву Семёновичу Левицкому. С.Т. Аксаков был принят в число казенных воспитанников казанской гимназии. Сначала она его поразила, и он не чувствовал, как писал он позже, ни тоски и ни страха. После отъезда матери в деревню состояние мальчика начало ухудшаться. Он тяжело переживал это расставание. Теперь учебное заведение ему «показалось страшным, очарованным замком, тюрьмою, где будет колодником». Спустя две недели «все показалось ему противно», «но всего более приводили в отчаяние товарищи». «С самых первых дней, после окончательной разлуки с матерью», С.Т. Аксаков принялся с жаром за ученье. И уже через месяц он не только перегнал, но и обогнал других воспитанников. В это время в гимназию вернулся главный надзиратель Н.И. Камашев. «Он невзлюбил без всякой причины» его, несправедливо придирался и постоянно преследовал. Эти обстоятельства усугубили и без того довольно болезненное состояние мальчика, который еще не привык к новому образу жизни. Мальчик изменился. С.Т. Аксаков «стал задумываться и грустить; потом грусть превратилась в периодическую тоску, наконец, в болезнь». И через два месяца мальчик возненавидел всей душой противную ему гимназию. Он жаловался на товарищей и даже на учителей, горячо хотел увидеть мать, «оставить поскорее противную гимназию и уехать из нее на лето в деревню». Его состояние становилось хуже. Впоследствии это стало известно Н.И. Камашеву, и по его приказу мальчик был отправлен в больницу. Будущего писателя выхаживали Василий Петрович Упадышевский, выполняющий должность главного надзирателя "благонравной" комнаты, к которой принадлежал воспитанник, и его крепостной дядька, Ефрем Евсеич, поступивший в гимназию в должность комнатного служителя. Они нравственно повлияли на будущего писателя, заложили в нем основы личности, определили моральные ценности и привили ему такие качества, как доброта, забота, любовь, бескорыстие, благородство, самопожертвование, взаимопомощь, то есть духовно воспитали его

Мать, узнав об ужасном состоянии своего сына от Ефрема Евсеича, не-смотря ни на что, немедленно отправилась в далекий путь. Через двенадцать дней она уже была у кровати больного сына и решила во что бы то ни стало взять его из гимназии. Она договорилась с доктором Христианом Карлычем Бенисом, лечившим тогда её сына. По его рекомендации Советом гимназии был подписано общее свидетельство о необходимости «возвратить казенного воспитанника Аксакова на попечение родителей в деревню», но «директор не согласился на такое предложение, сказав, что воспитанника не исключают совсем, а только возвращают родителям до выздоровления». Так и закончился первый период пребывания С.Т. Аксакова в Казанской гимназии.

После года в деревне будущий писатель возвратился в Казань. В конце июля и начале августа 1801 года начался второй период пребывания С.Т. Аксакова в Казанской гимназии. Мальчика приняли «благосклонно», «с удовольствием» и определили в своекоштные гимназисты. Вторая разлука с матерью не была так тягостна и мучительна, возможно, потому, что он жил уже не в самой гимназии, а у «людей, нравственная высота которых встречается очень редко», Ивана Ипатовича Запольского, преподававшего физику и прикладную математику, и Григория Ивановича Карташевского, преподававшего чистую математику. Первый был добрее, приветливее и мягче, «очень хороший человек в обыкновенном смысле этого слова», второй же был более серьёзным, твёрдым, суровым, внимательным, ответственным, решительным, добросовестным «и по наружности казался сухим и строгим». «Григорий Иваныч так хорошо, так понятно объяснял мне красоты поэтические, мысль автора и достоинство выражений, что моя склонность к литературе скоро обратилась в страстную любовь». Григорий Иванович выступал в роли наставника мальчика, «давал направление воспитанию», вырабатывал в нем строгие нравственные правила и давал жизненные советы. Да и сам мальчик позже начал относиться к своему воспитателю-учителю как к «доброму старшему другу, которому был обязан чистотою нравственных убеждений и стремлений». У него появляются друзья и единомышленники: братья Манасеины, Елагин, Александр Панаев.

Дни вакации, то есть каникулы, он проводил в родном селе Аксакове, а после них по той же самой дороге с нетерпением спешил вернуться в гимназию, где делал большие успехи. Из нижних классов его переводят в средние, а после - в высшие. Появление в жизни мальчика выдающихся учителей и их поддержк сыграли важную роль в становлении и формировании С.Т. Аксакова как будущего писателя. Одним их самых значимых был Николай Михайлович (Мисаилович) Ибрагимов, преподававший  русский язык и словесность, дававший своим ученикам серьезные знания по грамматике и литературе.

В 1804 году был основан Казанский университет, куда в числе первых студентов был зачислен и сам С.Т. Аксаков. Преподавателей тогда было немного: Григорий Иванович читал чистую, высшую математику; Иван Ипатович - прикладную математику и опытную физику; Л.С. Левицкий - логику и философию; И.Ф. Яковкин - русскую историю, географию и статистику; профессор П.А. Цеплин - всеобщую историю; профессор К.Ф. Фукс - натуральную историю; профессор М.Г. Герман - латинскую литературу и древности; Эрих - латинскую и греческую словесность и приехавший адъюнкт Ф.Л. Эвест - химию и анатомию; профессор Г.Л. Бюнеман читал естественное, политическое и народное . Несмотря на лекции в университете, будущий писатель, как и многие другие воспитанники, продолжал учиться в старших классах гимназии. В это же время расширились и укрепились его увлечения, приносящие удовольствие, он знакомится с интересующими его людьми. Появляются и новые друзья-студенты, братья Перевощики, Панаевы. Все это повлияло на его учебу, поэтому он стал учиться удовлетворительно. Как сожалеет потом С.Т. Аксаков в «Воспоминаниях»: «Мало вынес я научных сведений из университета не потому, что был еще очень молод, не полон и не устроен, а потому, что я был слишком молод и детски увлекался в разные стороны страстностью моей природы». В январе 1807 года в возрасте пятнадцати лет С.Т. Аксаков, не окончив университетский курс, подает «просьбу об увольнении из университета для определения к статским делам». Он покидает стены гимназии и университета, где провел «первые, невозвратные годы юности пылкой, ошибочной, неразумной, но чистой и благородной». Это был важный период жизни писателя: «Я, по крайней мере, за все, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое вынес я оттуда».

Гуманитарный склад ума юного писателя определил его интересы с ранних лет. Детское увлечение литературой продолжилось в гимназические годы и стало одним из любимых занятий. Эта страсть еще больше возросла в студенческие годы. Тогда же и обнаруживается еще одно «страстное увлечение» – театр. В казанский период жизни происходят первые пробы пера, формируется мировоззрение юного писателя, художественные вкусы и симпатии, определяется выбор его творческого пути, смысла жизни. Впервые с литературой будущего писателя знакомит его мать, предлагая ему такие книги для прочтения, как «Детское чтение для сердца и разума», «Иппокрену, или Утехи любословия». В.П. Упадышевский также заботится о своем воспитаннике, поддерживая его увлечение, давая ему для прочтения «Открытие Америки», «Завоевание Мексики», «Сказки», «Детское училище». Григорий Иванович выписывает ему «Сказки Шахерезады», «Дон Кихота», «Смерть Авеля», «Идиллии» Геснерова. Идя дальше по жизненному пути, С.Т. Аксаков продолжает развиваться в этом направлении. Ему помогает его учитель Н.М. Ибрагимов, который преподавал «лучшие места» из Карамзина, Дмитриева, Капниста, Державина, Ломоносова. Именно учась у него, будущий писатель начинает впервые пробовать писать. С новым адъюнкт-профессором российской словесности Григорием Николаевичем Городчанином он разделял новые взгляды на литературу, видел в нем единомышленника, «то есть противника карамзинскому направлению и обожателя Шишкова». Мальчик все это впитывает в себя, много рассуждает и анализирует, что получает отражение в его дальнейшем творчестве. Знакомый с детства с трудами видных представителей классицизма: Сумарокова и Хераскова- Аксаков постепенно отходит от этого направления в литературе и все больше свои предпочтения отдает зарождающемуся тогда реализму, несмотря на старания наставника Карташевского сделать его приверженцем старой литературной школы и врагом новых литературных веяний. Хотя в своих взглядах в гимназии он был пока одинок.

Еще в гимназии втайне от всех Аксаков на примере друга Александра Панаева и других гимназистов, как пишет он «Воспоминаниях», «начал потихоньку пописывать» и «написал несколько стихотворений и статью в прозе под названием «Дружба». Дебют Аксакова на литературной сцене гимназии состоялся в 1805 году, хотя первым своим творением юный поэт не был доволен и последующие стихи писал «уже с рифмами». Его стихотворения размещались в местных литературных журналах. Позже в университете он со своим другом сам «с великим жаром» издает рукописный журнал «Журнал наших занятий».

Весной 1806 года образовалось "Общество любителей русской словесности при Казанском университете" под председательством Ибрагимова. Членом общества мог быть каждый, кто сочинял или переводил. Оно объединяло не только студентов, но и преподавателей университета. Аксаков был принят в общество в январе 1807 года, представив на суд стихотворение «Зима».

Его детская страсть к декламации в этот период переродилась в увлечение театром. Именно в Казаниблагодаря родному дяде А.Н.Зубову Аксаков узнал, что такое профессиональный театр. Первым увиденным представлением была опера «Песнолюбие» и комедия «Братом проданная сестра», которые произвели на него огромное впечатление. Далее он был в восхищении от оперы «Колбасники». А вскоре на сцене Казанского театра видит «Недоросля», «Ошибки, или утро вечеру мудренее», оперу «Нина, или сумасшедшая от любви» и драму Коцебу «Граф Вальтрон». С огромным интересом следил он за игрой знаменитого в то время актера П.А. Плавильщикова. Его игра, писал Аксаков, «открыла мне новый мир в театральном искусстве». Он увидел свои недостатки и стал серьезнее и требовательнее относиться к своим ролям, стал играть с « большей простотой и естественностью». В это же время будущий писатель знакомится с директором Казанского театра, господином П.П. Есиповым, и актерами, которые поддерживают его в театральных начинаниях. Аксаков вместе со своим близким другом Александром Панаевым, с которым они имели много общих интересов, стал организатором самодеятельного театра студентов. «Мы сыграли комедию "Так и должно" Веревкина и маленькую пьесу "Приданое обманом" Сумарокова». Спектакли прошли с успехом. На сцене университетского театра, зрителями которого были студенты и горожане, Аксаков узнал первый сценический успех. Затем ставятся такие спектакли, как комедия Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние», «Брюзгливый», «Новый век».

Наряду с увлечением литературой и театром, С.Т. Аксаков занимается собиранием бабочек также вместе со своим другом Панаевым. Интерес к такому необычному занятию появился благодаря профессору Фуксу, преподававшему тогда в университете натуральную историю. Хотя и сам будущий писатель до этого был близок и неравнодушен к природе. Этому занятию позже, в более зрелом возрасте, С.Т. Аксаков посвящает целый рассказ, который так и называется «Собирание бабочек». «Быстро, но горячо прошла по душе моей страсть — иначе я не могу назвать ее — ловить и собирать бабочек. Она доходила до излишеств, до крайностей, до смешного; может быть, на несколько месяцев она помешала мне внимательно слушать лекции... но нужды нет! Я не жалею об этом. Всякое бескорыстное стремление, напряжение сил душевных нравственно полезно человеку. На всю жизнь осталось у меня отрадное воспоминание этого времени, многих счастливых, блаженных часов». Увлечение бабочками давало не только сухие научные познания о природе, но и обогащало духовно, о чём он с благодарностью пишет в своем рассказе «Собирание бабочек»: «…но природа, незаметно для меня самого, отражалась на душе моей вечными красотами сво

Трудно недооценить значение казанского периода в жизни С.Т. Аксакова. Именно в это время сформировалась личность писателя, его мировоззрение, главные морально-нравственные принципы, определилась жизненная позиция, и было положено начало его литературной деятельности. Это время также оказало влияние на все творчество будущего писателя. Питательной средой всему явилось окружение: семья и приближенные, современники, друзья и единомышленники, учителя-наставники. Невозможно представить, как бы сложилась судьба творца, если бы ему на жизненном пути не встретились такие выдающиеся личности, как преподаватель русского языка и словесности Николай Мисаилович Ибрагимов, преподаватель математики, впоследствии — профессор университета Григорий Иванович Карташевский, профессор Карл Федорович Фукс, преподаватель физики и прикладной математики Иван Ипатович Запольский, его друг Александр Панаев и многие другие.

Годы, проведенные в Казани, по мнению писателя, были лучшими в его жизни. Это были «годы юности пылкой, ошибочной, неразумной, но чистой и благородной». Воспоминания о тех годах впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова - внука» (1858), «Воспоминания» (1856). Они представляют не только литературную, но и историческую ценность, поэтому занимают уникальное место в русской литературе, сохранились до наших дней, не потеряв своей актуальности и став для многих примером.

Интересно читать строки, касающиеся непосредственно нашего родного города. Аксаковские произведения с исторической точность воссоздают облик Казани, передают дух того времени. С трепетом в душе мы ходим по улицам, связанным с именем великого мемуариста. Ведь именно здесь, возможно, он так же ходил, мечтал, творил! Многие места знакомы нам. Например, он пишет: «Здание гимназии (теперешний университет) стояло на горе; вид был великолепный: вся нижняя половина города с его Суконными и Татарскими слободами, Булак, огромное озеро Кабан, которого воды сливались весною с разливом Волги, - вся эта живописная панорама расстилалась перед глазами». «Огромное белое здание гимназии, с ярко-зеленой крышей и куполом, стоящее на горе» на Воскресенской улице, где будущий писатель учился в 1801—1805 годах, вошло позже в главный корпус Казанского университета. К сожалению, многие места, связанные с именем известного литератора, не сохранились до наших дней, и мы можем только представлять их по описаниям.

Итак, казанский период превратил Сергея Тимофеевича Аксакова из робкого, несамостоятельного мальчика в «молодого человека, живущего самобытною жизнию», сохранившего «искренность и прежнюю чистоту нравов», и стал определяющим в жизни и творчестве великого русского писателя.

МБОУ "Гимназия № 175"   Советского района г. Казани

ИСТОРИЯ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ.