«Он был и останется гордостью татарского театра»                        

К 125-летию Х.Г. Абжалилова ( 1896 – 1963)

 

Летом 1963 года небольшая улица, ранее именовавшаяся Ветеринарной и идущая вдоль железной дороги от ул.Н.Ершова, получила название Абжалилова, выдающегося татарского советского артиста, одним из первых представителей татарской национальной культуры ставшим Народным артистом СССР.

 

Родившись в татарской деревне Мустафино в Оренбуржье в крестьянской семье, Халил Абжалилов рано почувствовал тягу к искусству. Обладая хорошим музыкальным слухом и памятью, он с детства любил слушать песни, легенды местных певцов и сказителей – бахши. Спасаясь от голода, семья переехала в Оренбург, и Халил, совсем немного проучившись в медресе, с 10 лет познал тяжесть тяжелой трудовой жизни. С началом Первой мировой войны юношу призвали в армию, он храбро воевал, был награжден медалью, а вскоре и Георгиевским крестом. Получив тяжелое ранение, Халил Абжалилов вернулся в ставший родным Оренбург, где  сблизился с  представителями татарской молодежи , приняв участие в создании татарской драматической труппы «Ширкат». Спустя 3 года, в 1919 году молодой актер Г. Абжалилов основал в Оренбурге «Восточный театр». Как актер и режиссер он явился инициатором создания фронтовых групп артистов, выезжая с ними на фронт и выступая перед бойцами Красной армии.  В 20-е годы Халил Абжалилов принимает активное участие в культурной жизни  молодых республик Средней Азии: организует театральные студии, скоро превращенные в театры, в Хиве и Бухаре и даже снимается в фильмах Бухарской киностудии. Эти годы для самого артиста, не имевшего театрального образования, стали настоящей школой актерского мастерства. И наконец приехав в Казань в 1928 году, Халил Абжалилов связал свою судьбу с Татарским театром, получившим впоследствии звание академического имени Г. Камала. Надо отметить, что 30-е годы выдвинули целую плеяду талантливых татарских драматургов и актеров. Именно в пьесах К.Тинчурина, Т. Гиззата, Г. Камала, М. Амира Халил Абжалилов создал яркие образы, вошедшие в сокровищницу национального театра. Актер один из первых «замахнулся» на пьесы русской и мировой классики.Это образы Бардина ( «Враги» М. Горького), Кучумова («Бешеные деньги» А. Островского), Миллера («Коварство и любовь» Ф. Шиллера). Великолепно поставленный голос, яркий темперамент, оригинальная трактовка образов сделали Абжалилова кумиром казанской публики. И спектакли, где был занят Халил Галеевич, неизменно имели полный аншлаг. Уже будучи опытным актером,  Абжалилов всегда испытывал трепет, берясь за новую роль. Он постоянно был в поиске новых средств выразительности, мастерски владея приемами гиперболизации и открытой буффонады,  комического гротеска и возвышенного трагизма, умело синтезируя традиции национальной исполнительной культуры с искусством психологического анализа, изучая мировой театральный опыт, в том числе систему Станиславского. Есть роли, исполнение которых требует кроме высочайшего актерского мастерства огромных физических и моральных сил, и не все артисты за них берутся. Это образы Отелло, Гамлета, короля Лира. Соединить философское, трагическое и лирическое начала, придать образу общечеловеческое звучание и донести его до современного зрителя – это удалось из артистов Татарстана в полной мере, пожалуй, лишь Халилу Абжалилову, воплотившему на камаловской сцене образ страдающего короля Лира в одноименной трагедии бессмертного Шекспира. Работая над этим образом, Абжалилов изучал не только эпоху , нравы средневековой Англии, историю костюма , но и манеру игры мировых мастеров сцены. Конечно, подлинными шедеврами сценического искусства стали образы, созданные артистом в пьесах татарских драматургов.Это Сиражетдин в «Банкроте» Г. Камала, Биктемир в «Потоках»Т. Гиззата и, конечно, Мисбах в спектакле «Без ветрил»  К.Тинчурина, за исполнение роли которого артист был удостоен Государственной премии им.Г.Тукая в 1958 году. Кроме работы в театре, которую Х.Абжалилов называл «службой», актер принимал активное участие в общественной жизни Татарской АССР. В период Великой отечественной войны идо 1953 года возглавлял Татарское отделение ВТО, в 1947 – 1953 из-бирался депутатом Верховного совета республики, входил в состав Советского комитета Всемирного совета мира. Почетное звание «Заслуженный артист ТАССР» Х. Абжалилов получил в 1939, «Заслуженный артист РСФСР» в 1940, «Народный артист РСФСР» в 1950. Во время выступления в Москве в рамках Декады литературы и искусства ТАССР артист покорил сердца столичных зрителей, и в 1957 году был удостоен высокого звания «Народный артист СССР». Халил Абжалилов старался не афишировать свое родство с Мусой Джалилем, и можно лишь догадываться о его чувствах, когда родина дала высокую оценку мужеству и стойкости его двоюродного брата и его соратников по борьбе в условиях фашистского плена. За свою многолетнюю творческую деятельность, вклад в развитие театрального национального искусства Халил Галеевич Абжалилов был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями. До последних дней жизни артист отдавал свой талант людям, делился тайнами мастерства с молодыми актерами. Память о выдающемся артисте жива в сердцах казанцев. На доме №17 по улице Горького, где жил Х. Абжалилов, установлена мемориальная доска. Во время гастролей московского Малого театра в Казани его художественный руководитель Народный артист СССР В. Соломин, выступая с приветствием на сцене Татарского академического театра им.Г.Камала, дал высокую оценку творчества Халила Абжалилова. Его слова и дали название этому очерку.

 

Автор - Роман Львович Гузенфельд

МБОУ "Гимназия № 175"   Советского района г. Казани

ИСТОРИЯ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ.